Елена Михновская. “Anima Aeterna”

Место мероприятия: 
Библиотека книжной графики «Измайловская». Санкт-Петербург, 7-я Красноармейская ул., д.30 (вход под арку)
Время проведения мероприятия: 
15 сентября 2008 года

15 сентября в рамках выставочного проекта Фонда “Петербургские фотомастерские” “Точка зрения” открывается выставка Елены Михновской “Anima Aeterna”.

blockqute>«Бессознательное, как совокупность архетипов, является осадком всего, что было пережито человечеством, вплоть до его самых темных начал. Но не мертвым осадком, не брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а потому и более действенным образом, определяет индивидуальную жизнь».

Эти слова принадлежат швейцарскому психологу, философу и культурологу Карлу Густаву Юнгу, одному из основателей аналитической психологии, исследующей глубинные уровни психики личности, среди которых главную роль играют бессознательные мотивы.

Именно сны и образы, рождаемые неподконтрольной нам стороной сознания, избрала темой своего творчества фотограф Елена Михновская. Идея ее первой персональной выставки «Женский алфавит» заключалась в том, чтобы, условно разделив буквы на Женские и Мужские, отобразить каждую из них. Часть работ из этой серии входит в экспозицию второй выставки автора - «Anima Aeterna». Умышленное сочетание старых и новых работ преследует свою цель – показать зрителю беспредельность бессмертной (aeterna) человеческой души (anima), и постигнуть ее можно лишь перешагнув границы сознания, погрузившись в мир фантазий, сновидений и грез наяву.

В своих визуальных опытах, результатом которых становится симбиоз графики и фотографии, Михновская пренебрегает не только границами очевидной реальности, но и всеми нормами и правилами ее регламентирующими. Педанты от фотографии могут упрекнуть автора в несовершенстве печати, но будут не правы. Кажущаяся небрежность – на самом деле – результат кропотливой работы, рождающей необыкновенную «многослойность», глубину и «вязкость» этих коричневато-золотистых отпечатков, испещренных пятнами и царапинами, словами и рисунками… Изображения, рассчитанные на вдумчивого и терпеливого зрителя, «затягивают» в мир образов, балансирующих на грани сознания и подсознания.

Название выставки воспроизводит один из терминов Юнга, считавшего, что каждый человек обладает психической двуполостью: Анима - персонификация женского начала в психике каждого мужчины, Анимус представляет собой самую сокровенную и «дальнюю» часть в бессознательном женщины.

В отличие от сугубо «феминной» предыдущей выставки, настоящая - объединяет в себе и женское и мужское начала, что значительно усложняет контекст экспонируемых работ и увеличивает количество ассоциаций, к которым обращается зритель в поисках ключа к постижению визуальной философии автора.

Фонд «Петербургские фотомастерские»,
Дарина Александрова