Светлана Пожарская. "Сканограммы"

Место мероприятия: 
Галерея «ART re.FLEX»
Время проведения мероприятия: 
25 июня – 8 июля 2008

Открытие состоится в 18.00. Также в день открытия состоится мастер-класс фотографа.

На сегодняшний момент Светлана Пожарская - Заслуженный работник культуры РФ, участник и призер многочисленных выставок и фестивалей, является ведущим фотографом России, работающим в технике сканографии.

Изображение в сканографии возникает без участия фотоаппарата. Предметы раскладываются прямо на стеклянной панели сканера и… сканируются точно так же, как обычные документы или рисунки. Несмотря на всю свою внешнюю простоту, занятия сканографией требуют безупречного вкуса, композиционного чутья и умения вложить в сочетание самых обычных предметов новое, часто парадоксальное содержание.

У Светланы Пожарской есть самые главные для художника свойства: бесконечная жажда познания и безошибочное чувство гармонии. В ее натюрмортах вещи словно проявляют свою истинную суть, они заставляют зрителя остановиться и внимательно вглядываться, - так же внимательно, как если бы перед ним была хорошая голландская живопись, наделенная не только внешней красотой, но и глубоким философским содержанием. И сама Светлана Пожарская часто говорит о том, что идеи для своих работ чаще находит скорее в живописи, а не в фотографии. Иногда она даже создает работы по мотивам живописи Петрова-Водкина или Штеренберга. Но в принципе источником вдохновения могут служить самые разнообразные вещи – осенние листья, кухонная утварь, цветы, старая обувь, чугунный утюг… Она любит цитировать стихотворение Новеллы Матвеевой «Душа вещей»: «Люблю дома, где вещи – не имущество…» и действительно преобразует реальность, показывая не сами предметы, но заложенный в них глубокий смысл.

На стенах выставочных залов и галерей сканограммы Светланы странным образом выглядят как «окна» в какой-то другой мир, - мир, в котором не нужно никуда торопиться, где вещи живут собственной, неторопливой жизнью, храня в себе отпечатки характеров бывших и будущих владельцев. Композиция построена настолько безукоризненно, что перестает быть заметной и кажется чем-то само собой разумеющимся; цвет воспринимается как неотъемлемая часть эмоционального содержания работы. При этом в каждой работе есть чарующая недосказанность, и, возможно, именно она и придает работам Светланы Пожарской особенную привлекательность для зрителя.

Анна Баскакова, искусствовед

Информация о фотографе: